вторник, 13 марта 2018 г.

Рецензия на книгу Гастона Леру "Призрак оперы"




-Разве люди несчастны, когда любят?
-Да, когда они любят и не уверены в том, что любимы.


Призрак оперы – это классика, я не могу классику критиковать, да и не хочется. Могу говорить лишь о собственном восприятии и о том, что линия любви мне не импонирует. Рауль слишком сентиментален, как девушка, Кристина - странная («Из земли мне чудится, прекрасный голос, он обещает мне златые горы, искушает, наверное, это Ангел музыки»!) и недооцененный гений-дьявол Эрик, строитель оперы, обладатель волшебного голоса, мастер слова, дела и проказ. Но – в человеческом понимании урод. И самый характерный герой романа. А остальные – хлоп – и в обморок! Хлоп – и очнулись на кладбище, а над ними луна – самое время повздыхать о возлюбленных и задумать чье-то убийство. Я понимаю, это конец девятнадцатого века, и чувствам тогда делали поблажки, разрешая разгораться вовсю (особенно, если ты богат). Конечно, может, это у меня эмоциональный диапазон, как у зубочистки, но люди сейчас так не чувствуют – они слишком заняты устройством жизни и дел и не могут позволить себе глядя в потолок три часа ничего не делать, думая о свое несчастной любви. Я вот никогда не могла. А вы?
Мне не хватило Эрика, подробностей его истории, особенностей его характера, градации чувств, объяснения поступков. Он мог бы стать самым заметным полузлодеем классической литературы. Можно отдельно книгу об Эрике??
Больше нареканий у моего субъективного восприятия нет. Язык, хоть и украшенный, – достаточно логичен и красив, тема одиночества и непринятия равнодушным обществом выверена и раскрыта на одном примере, тема гения – хороша, моя любимая, пейзажи живописны, детали точны, глаза горят. Сюжет – кольцо, рассказ в рассказе, практически без прямого повествования, из таких, когда в конце восклицаешь: Ах, вот оно что! И от этого во стократ интереснее.
А атмосфера театра… Всем, кому повезло хоть раз ждать своего выхода на сцену, точно очаруют комнаты оперных див, в которых гостят стайками  маленькие танцовщицы, стоят недопитые бокалы коньяка и вот-вот прозвенит звонок. Это как Варьете, но подробнее, это как «Театр», но совершеннее; книга заставит купить билеты на оперу и полюбить билетерш.
Репутации часто бывают незаслуженными.


Анастасия Ковалец, https://www.bookingsky.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий