Литературные герои. Кто они?
В литературе мы встречаем разных персонажей, но
некоторые из них похожи между собой. Благодаря этому сходству сформировались
типы литературных героев, которые каждый из нас изучал на уроках литературы в
школе. Все новое – хорошо забытое старое или переработанное с учетом новых
реалий, поэтому, зная тип литературного героя, мы с легкостью можем обосновать
его поведение и поступки, понять причину его неудач и побед. Предлагаем
вспомнить типы литературных героев классических произведений.
Литературный тип – совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в произведениях одного и того же или нескольких писателей.
Типы литературных героев – отражение тенденций духовного
развития общества, мировоззрения, философских и эстетических взглядов самих
писателей. Литературоведы завершают теоретическое осмысление литературных
типов, опираясь на историю литературы.
Тип «благородного разбойника» возник во время
расцвета романтизма. Это человек благородного происхождения (дворянин), который
в силу различных обстоятельств становится разбойником. Некогда почтенный
человек становится изгоем. Часто мотивами такого перевоплощения являются обида,
унижение, оскорбление. «Благородные разбойники» борются за справедливость и
мстят своим обидчикам. Такой тип героя можно встретить в произведениях русских
писателей: таков Владимир Дубровский, мстящий Троекурову за бесчестие (роман А.С.
Пушкина «Дубровский»), капитан Копейкин, борющийся за восстановление
справедливости («Повесть о капитане Копейкине» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые
души»).
К типу «лишнего человека» литературоведы и критики
относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов И.С. Тургенева
(Рудина, Лаврецкого). Так называют дворян, которые не нашли своего места в
жизни и не увидели применение своим силам.
Тип «маленького человека» сложился в русской
литературе в 1830 – 1840-х гг. Для своего времени такой тип героя был
своеобразной революцией в понимании и изображении человека в литературном
произведении. «Маленький человек» - это, как правило, бедный петербургский
чиновник, «винтик» бюрократической машины, незаметное существо, стоящее на
одной из нижних ступеней социальной лестницы. Характер такого человека был
непримечательным, а духовный мир скуден и малоинтересен. Авторы произведений
изображали героев с гуманистической точки зрения: даже такое жалкое и
беззащитное существо достойно уважения и сострадания. Классические образы
«маленьких людей» созданы А.С. Пушкиным (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе»,
Евгений в «Медном всаднике»), Н.В. Гоголем (Башмачкин в «Шинели»).
Развитием типа «маленького человека» стал тип
«униженного и оскорбленного», который ярче всего представлен в произведениях
Ф.М. Достоевского («Униженные и оскорбленные»). Тип «униженного и
оскорбленного» стал подлинным художественным открытием Достоевского. В его
изображении мелкие чиновники, студенты, несчастные женщины и дети из низов
общества – люди гордые, мыслящие, глубоко чувствующие, со сложным и
своеобразным духовным миром. Некоторым «униженным и оскорбленным» присущи черты
романтических героев. Это романтики, оказавшиеся на «дне» жизни, несущие свой
крест, но внутренне не смирившиеся со своим унизительным положением.
Первооткрыватель литературного типа «нигилиста» -
И.С. Тургенев, создавший образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети». После
Тургенева этот тип героя был воспринят писателями 1860-х гг. как наиболее злободневный
и интересный. Писатели фактически создавали миф о лидерах современной молодежи,
подчеркивая их отрицательные черты. «Нигилисты» в романах И.А. Гончарова («Обрыв»),
Н.С. Лескова («Некуда» и «На ножах»), В.П. Клюшникова («Марево»), А.Ф.
Писемского («Взбаламученное море»), В.В. Крестовского («Кровавый пуф») нередко
выглядели примитивными людьми, которые прикрывали свое скудоумие и аморальность
«системой фраз».
Тип «босяка», человека, попавшего на «дно» жизни,
впервые появился в произведениях М. Горького 1890-х гг. – в рассказе «Челкаш»,
«Бывшие люди». В изображении М. Горького «босяки» - это бродяги, обитатели
притонов, ночлежек, воры, перебивающиеся случайными заработками. «Босяки»
презирают жалость, не чувствуют себя отверженными, а любят подчеркивать, что
это именно они отвергли фальшивый мир людей с их ценностями.
Список
источников
1.
Красовский В.Е. Литературный тип. [Электронный
ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://a4format.ru/pdf_files_slovari/4b765bb6.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий