четверг, 15 ноября 2018 г.

Рецензия на книгу Гузель Яхиной «Дети мои»



Внутри каждого человека живет что-то одно, главное, что самую суть его составляет и всем остальным руководит. Вынь это главное - и кончится прежний человек, а останется одно пустое тело, будто мякоть сливовая без косточки. Кто ненавистью живет, кто - тоской, кто - похотью любовной
Современные писатели, у которых с первого раза получилось написать глубокую, спорную, многоуровневую прозу, - Янагихара, Мариям и Яхина, - сказали мне недавно.
Я согласна.
О последней Яхиной кто только не писал - ленивый. Но я не читала отзывов.
Я даже не знала, о чем, - ведь так интереснее. И правда.
В «Детях» ожидала эпопейности Зулейхи, крови, забытых историй страны, новую историю о незаметных людях с сильными глазами.
И получила, но не в том виде, как ожидалось по аналогии.
Это не последовательный рассказ в реализме, и даже не тридцатилетие повествованиям, хотя роман охватывает много разных, счастливых и очень не- годов - Год небывалого урожая, Год нерожденных телят, Год Гостей, Бегства, Спрятанного хлеба.
Слышали о таких?
Так вот, у Яхиной как будто учебник по истории другой России - не выверенной постранично, а голодной до изнеможения, не в сухих фактах - а в речном измерении лет.
У неё в строках не просто тяжелая жизнь немцев Поволжья с перечислением причин: коллективизация, голод, кулачество, - а мистическое сказание, полуреальность, полумиф, но - полная правда, потому что отзывается внутри.
Мне нравится история. Но понять ее я могу только после посещения машины времени.
Мне нравятся серьёзные эпопеи, художественная Россия двадцатого и размышления вождя о сильных и настойчивых карпах с побитыми плавниками.
Лучше всего было излагать хронологию посредством бильярдного поединка, а быль превращать в небыль, существование же неприметного, но святого Баха - в подводное и говорить о мироздании через реку, которая делит мир напополам.
И без разницы, матерный киргизский, высокий немецкий или лозунговый русский - беда и человеческая глупость говорят на одном языке.
Зачастую жизнь страшнее, чем самая мрачная сказка, рассказанная шульмейстером на могиле любимой женщины перед рассветом.
Массив, сила, мистика, красота слов.
Сложно, ну а все лучшее в этом мире даётся сложно.
Особенно объяснять саму жизнь.
Тяжелый труд - до усталости, до ломоты в конечностях и отсутствия мыслей в голове - вот верное средство от многих бед.


(с) Анастасия Краснер, https://www.bookingsky.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий